Еврейское сопротивление

Борьба   в  лесах

Евреи Советского Союза, Прибалтики и восточной Польши начали уходить  в  леса для борьбы с нацистами уже  в  конце 1941 года. Однако, их количество заметно возросло к весне 1942 года, к тому периоду, когда нацисты стали проводить тотальные акции но уничтожению еврейского населения  в  гетто. Бежавшие из гетто присоединялись к уже действующим  в  лесах партизанским отрядам. Но были и такие случаи, когда бежавшие из гетто евреи создавали свои собственные партизанские отряды, которые  в  большинстве своем состояли из восставших  в  гетто евреев накануне уничтожения. Нередко партизаны - евреи сталкивались с непрязненным к себе отношением, как со стороны других партизан, так и со стороны местного населения. Тем не менее, сам по себе лес служил им надежным укрытием. С 1943 года партизанские действия велись уже  в  строгом соответствии с задачами Красной Армии на том или ином участке наступления. Еврейские партизаны, как и все прочие, участвовали  в  общевойсковых операциях, храбро и мужественно сражались с врагом, участвовали  в  "рельсовой войне", всячески подрывали силы противника и его уверенность  в  себе.

Сопротивление  в  гетто

Вера  в  то, что все-таки возможно каким-то образом уцелеть, коль скоро пока еще гетто существует, и вместе с тем, мысль о том, что  в  результате восстания  в  гетто оно может быть полностью уничтожено, вызывали необходимость поставить вопрос о возможности вооруженного сопротивления на повестку дня. Впервые подобная возможность обсуждалась 31 декабря 1941 года.

Не всегда точка зрения, поддерживающая идею восстания, получала поддержку большинства и одобрение.  В  гетто Вильно, например, идея восстания была отклонена.  В  Варшавском гетто состоялось самое яркое и длительное еврейское сопротивление, Варшавское восстание,  в  результате которого, гетто было полностью уничтожено подавляющими силами нацистов. Лишь немногим удалось уцелеть  в  ходе этого восстания.  В  некоторых других существовавших  в  этот период гетто, также возникали восстания, но зачастую они носили спонтанный характер и возникали  в  момент или накануне акций по тотальному уничтожению того или иного гетто.

Изготовление фиктивных документов

Одной из немногих возможностей уцелеть, было приобретение фиктивно изготовленных документов. Евреи искали пути, чтобы приобрести или фиктивное удостоверение личности, или же фиктивную продуктовую карточку, либо фиктивную визу на выезд, фиктивное свидетельство о рождении, удостоверяющее, что его обладатель - нееврей. Во всех оккупированных нацистами европейских странах были созданы подпольные организации по сопротивлению нацистскому оккупационному режиму, мастерские по изготовлению требуемых документов. Эта деятельность позволила многим уцелеть. Тысячи евреев были спасены благодаря бесстрашию подпольщиков.

Молодежные организации

С первых дней нацистской оккупации начали свою деятельность  в  гетто различные молодежные организации. Они заботились о самых незащищенных в  гетто, обеспечивали их, хотя бы минимально, продуктами питания, организовывали культурные мероприятия, распространяли подпольную прессу, налаживали связи с местными и зарубежными подпольными организациями. С началом оккупации Советского Союза и массовыми акциями по уничтожению евреев,  в  результате которых возможность уцелеть практически сводилась к нулю, им все же удалось создать боевые организации  в  гетто и вступить  в  борьбу за честь и достоинство. Те, кому  в  результате восстаний посчастливилось уцелеть, ушли  в  леса и присоединились к партизанам.

Спасение детей

Родители и родственники искали всяческие возможности сохранить жизнь детей, сделать все возможное для их спасения. Немногим, к сожалению, это удалось. Спасение детей было также одной из основных задач подпольных организаций. Они заботились о детях, находили для них места временного укрытия, перебрасывали их  в  безопасные зоны. Таким образом были спасены тысячи детей.

Сопротивление силы духа

Пока еще было возможным хоть как - то сохранять подобие жизни  в  гетто,  в  особенности на территории Польши, там продолжались культурная и образовательная деятельность. Дети продолжали обучение  в  подпольных школах, были созданы библиотеки, всевозможные кружки, проводились концерты с участием оркестров, театрализованные представления, писатели, поэты, художники продолжали свою творческую деятельность.

С 1942 по 1944 год существовал лагерь Вестерборг, транзитный лагерь для евреев, которых концентрировали там, а впоследствии перераспределяли  в различные концлагеря восточной Европы. За ежедневный порядок  в  лагере отвечали сами узники. Несмотря на неимоверное напряжение и страх  в ожидании "транспорта", не взирая на неизвестность своей собственной дальнейшей судьбы, узники стремились сохранить подобие "нормального" восприятия действительности. Например, их силами была организована больница,  в  которой трудился высокообразованный медперсонал. Обеспечение продуктами питания было более - менее сносным, поэтому  в  лагере не возникало ситуации повального голода и связанной с этим массовой смертности. Была налажена культурная жизнь; концерты, опера и, даже, кабаре. Религиозные евреи продолжали соблюдать "субботу" "мицвот", праздновать еврейские праздники, не взирая при этом ни на какие запреты со стороны власти, идя, порой, на смертельный риск, во имя желания остаться человеком, сохранить  в себе человеческое отношение к жизни.

Восстание  в  концлагере

Повстанцы  в  концентрационных лагерях и  в  лагерях смерти  в  большинстве своем состояли из узников, которые уже достаточно длительное время находились за колючей проволокой, но были все еще полны физических сил для борьбы. Они точно знали, что смерть близка, им не на что было надеяться и нечего было терять. У них практически отсутствовала всякая возможность раздобыть оружие, непросто было выработать общую стратегию восстания, и поэтому шансы на удачу  в  нем были чрезвычайно низки. И, тем не менее,  в  некоторых лагерях подобные восстания состоялись. Известнейшие из них произошли  в  лагере смерти Треблинка - август 1943 года,  в  лагере смерти Собибор - октябрь 1943 года, и  в  лагере смерти Аушвиц - Биркинау - октябрь 1944 года.

Оружие и боеприпасы

Еврейские партизаны и борцы еврейских подпольных организаций вынуждены были сами себя обеспечивать оружием, несмотря на то, что нееврейские боевые организации обладали им  в  достаточном количестве.

Тем не менее, они отказывались зачастую помочь  в  этом еврейским бойцам. Еврейский боец мог быть принят  в  такой отряд лишь только  в  том случае, если приходил туда со своим оружием. Нередки были и такие случаи, когда принесенное евреем оружие у него конфисковывалось и передавалось  в пользование нееврею. Ограниченные возможности добыть оружие делали весьма затруднительным еврейское сопротивление.

Исторические свидетельства периода Шоа

Страх того, что уничтожение евреев будет носить тотальный характер, и что мир никогда не узнает о беспределе, допущенном по отношению к ним, привели узников различных гетто к мысли о необходимости создания подпольных архивов. Обнаружение подобных архивов нацистами, вело бы к неминуемой гибели тех, кто добровольно участвовал  в  этом нелегком и небезопасном деле. Во многих гетто и концлагерях, не смотря на все трудности, все же собрали огромное количество бесценного архивного материала, документов и свидетельств. Пожилые и молодые вели дневники, рисовали, создавали художественные произведения.  В  редчайших случаях узникам даже удавалось запечатлеть на пленку происходящее  в  гетто. Конечно же, основная часть материалов не сохранилась, но то, что удалось спасти - свидетельствует о страшной трагедии европейского еврейства, о трагедии, которой не знала история.