Элияhу в еврейской истории и ТаНаХе
Элияhу в еврейской истории и ТаНаХе
Омри и Ахав
Омри, пятый израильский царь после Иеровама, построил себе новую столицу, Самарию (Шомрон), не далеко от прежнего столичного города Шхема. (927). С тех пор Самария в течение двух столетий была главным городом Израильского царства, которое поэтому иногда называлось Самарийским. Первый самарийский царь Омри заботился прежде всего об упрочении мира и порядка в государстве, расстроенном смутами. Он не воевал с Иудейским царством, подобно своим предшественникам, а, напротив, стремился заключить с ним дружеский союз, с целью общими силами отражать нападения внешних врагов. Этот мир между двумя братскими народами укрепился при ближайших преемниках Омри. В тоже время самарийский царь заключил другой союз, имевший важные последствия для еврейского народа. Омри ступил в дружеские отношения с правителями соседнего финикийского царства и даже женил своего сына, Ахава, на финикиянке Иезавель, дочери тирского царя и жреца. Финикийцы стали свободно селиться в израильских землях, развивали там торговлю и промышленность; но вместе с тем они принесли туда свои языческие обычаи и нравы, имевшие вредное влияние на израильтян.
Омри умер через несколько лет после постройки Самарии. На израильский престол вступил сын его Ахав (922-901 гг. до н. э.). При Ахаве Самарийское царство достигло небывалого внешнего блеска. Ахав поддерживал тесную дружбу с финикийцами и во многом подражал им. Он построил себе в равнине Изреель новый роскошный дворец, который был известен в народе под именем "дом из слоновой кости". Обычаи нравы богов Финикии все более распространялись в Израильском царстве, а вместе с ними проникали языческие верования, противные духу еврейской религии. Этому особенно содействовала жена Аахава, финикиянка Иезавель, женщина властолюбивая, обладавшая сильной волей. Она старалась всеми силами пересадить на израильскую почву идолослужение и легкие нравы своей родины. Она окружила себя толпой финикийских жрецов и жриц. По ее желанию Ахав построил большой храм, где совершалось служение перед идолом Ваала., тирского бога солнца. Здесь находилось и священное дерево с алтарем ("ашера") в честь богини Астарты. При этом храме состояло несколько сот жрецов. И в Самарии, и в других городах рядом с еврейским алтарем воздвигались алтари языческие. Темный народ поклонялся обоим богам, не видя в этом противоречия. Только меньшинство народа оставалось верным чистому иудаизму.
Люди благочестивые, верные заповедям Моисеева Учения, часто выступали с громовыми проповедями против ложного и безнравственного идолопоклонства. В еврейском народе такие проповедники и учители назывались пророками. Царица Иезавель жестоко преследовала их. Она отдала приказ истребить всех защитников старой израильской веры. Многие пророки погибли, другие бежали, и скрывались в пещерах и ущельях скал, куда их приверженцы тайно приносили им пищу.
Среди пророков, спасшихся от ярости Иезавель, был вдохновенный человек по имени Элияhу, уроженец гилиадского города Тишбе. Его чистая душа возмущалась беззакониями, которые творились кругом. Он то появлялся в Самарии и громко обличал пороки царя и народа, то уходил в пустыню, скрываясь от преследований. Элияhу (Илья-пророк) обращал на себя внимание своим внешним видом и образом жизни: он одевался в грубый власяной плащ, отрастил себе длинные волосы, большей частью не ел мяса и не пил вина, вообще выказывал отвращение к удобствам и удовольствиям. Многие считали его святым человеком, способным творить чудеса. Рассказывали, что когда Элияhу скрывался в пустынном месте близ Иордана, то вороны ему приносили пищу ежедневно, утром и вечером. Живя в доме одной бедной вдовы, пророк возвратил к жизни ее умирающего от тяжелой болезни маленького сына.
Пользуясь славой святого мужа, Элияhу часто осмеливался говорить резкую правду в лицо самому царю. Первое столкновение между царем и пророком произошло по следующему поводу. Рядом с дворцом Ахава в Изрееле, находился прекрасный виноградник тамошнего жителя Навота. Царь, желая устроить сад вокруг своего дворца, просил Навота уступить ему этот виноградник, но Навот не хотел отдать дорогое ему наследие отцов. Это так огорчило Ахава, что он слег в постель и перестал есть. Тогда коварная царица Изевель наняла двух ложных свидетелей, которые обвинили Навота в том, будто он ругал Б-га и царя. По приговору суда Навот за мнимое преступление был подвергнут сметной казни, а его прекрасный виноградник достался царю. Элияhу, услышав об этом злодействе, явился к Ахаву и гневно воскликнул: "Ты убил человека и еще наследуешь его имущество! Так вот что сказал Б-г : на том месте, где псы лизали кровь Навота, они будут лизать кровь твою и твоей семьи". Сказав это, пророк удалился. Царь сначала почувствовал раскаяние, но потом забыл о словах Элияhу.
Вскоре землю самарийскую постигло несчастье: 3 года не было дождей, хлеб не созревал на полях и народ голодал. В это время Элияhу встретился в дороге с Ахавом. Царь, увидев его, воскликнул: "Ты ли это, виновник бедствий Израиля?" Элияhу отвечал: "Не я виновник бедствий Израиля, а ты и семья твоя, потому что вы нарушили заповедь Б-га нашего и пошли служить Ваалам". Элияhу уверил царя, что для прекращения бедствий, голода нужно смягчить гнев Всевышнего. "Дозволь мне, - сказал Элияhу - созвать всех жрецов Ваала на гору Кармель, и я там покажу перед народом, кто истинный Б-г ". Царь исполнил просьбу Элияhу.
Книга Невиим (Пророки) Млахим 1, 18 повествует нам о том, как на Кармель собрались все жрецы Ваала, в числе 450 человек, и большая толпа народа, тут же были Элияhу и Ахав. Были поставлены 2 алтаря: один для Ваала, а другой - для нашего Б-га . Элияhу сказал жрецам Ваала:
- Пусть подадут нам двух тельцов; одного заколите вы и положите на ваш алтарь поверх дров, но огня не подкладывайте, а другого я положу на свои алтарь, над дровами, и тоже огня не подложу. Вы призывайте вашего Б-га , а я буду призывать своего. И вот тот Б-г , который ниспошлет огонь на жертву, будет признан истинным Б-гом .
Жрецы сделали, как сказал Элияhу. Положив жертву на алтарь, они с утра до ночи кричали:
- Ваал, Ваал, услышь нас! - но огонь все не появлялся. Элияhу дразнил их, говоря:
- Зовите громче вашего Б-га : может быть, он занят, находится в пути или спит; кричите громче, и он проснется!
Жрецы стали еще громче кричать, дико плясали вокруг алтаря и разгорячились до того, что стали царапать и резать себе тело до крови, но Ваал оставался глух и нем. Тогда Элияhу возложил свою жертву на свой алтарь:
- Б-г Авраама, Ицхака и Яакова! Пусть все узнают, что Ты Б-г , а я - слуга Твой, и что именем Твоим я все делаю и говорю. Отвечай мне, Б-же , отвечай!
Как только Элияhу произнес эти слова на небе показалась грозовая туча, сверкнула молния и сожгла жертву с дровами на алтаре нашего Б-га . Собравшийся народ, раздраженный против жрецов Ваала, набросился на них и убил их всех.
Между тем гроза усилилась, и полили сильный дождь; поля поправились, и хлеб хорошо уродился. После этого царь Ахав готов был помириться с Элияhу; но кровожадная царица Изевель, узнав о случившемся, поклялась, что она убьет Элияhу за то, что он истребил ее жрецов. Элияhу убежал в Иудею и оттуда в пустыню; он зашел далеко и добрался до священной горы Синай.