Б-г заботится о пропитании народа в пустыне
Пройдя значительное расстояние по пустыне, казавшейся бескрайней, люди начали жаловаться Господу на свое бедственное положение. Услышал Он их жалобы и в великом гневе напустил на них огонь, который сжег часть стана. И возопил народ к Моше, и Моше помолился Господу, и огонь утих.
А тот разношерстный сброд, что вышел вместе с евреями из Египта, упорно требовал пищи, которой в пустыне не было. Вслед за ним и израильтяне снова принялись плакать, причитая: "Кто нас накормит мясом?.. Мы еще помним, как в Египте нам даром доставалась рыба, огурцы, арбузы, лук, чеснок и другие вкусные овощи... А теперь - все внутри у нас высохло из-за недостатка еды, и одна только манна все время перед глазами..."
Зерна манны формой напоминали семя кориандра, но блестели и сияли, как хрусталь. Народ разбредался по пустыне и собирал манну, которую затем мололи на жерновах или толкли в ступе. Из нее варили кашу и пекли лепешки, вкусом напоминавшие оливковое масло. Когда по ночам выпадала роса, в ней была манна.
И Моше слышал, как народ плачет и причитает: жалобы доносились из каждого шатра, от каждой семьи, от каждого человека. И вызывало это великий гнев Господа, а Моше очень удручало.
Сказал Моше Господу: "Почему Ты дурно обошелся с рабом Твоим? Чем я заслужил немилость в глазах Твоих, за что Ты взвалил на меня это непосильное бремя - целый народ? Вынашивал я его во чреве своем или я родил их всех - что Ты велишь мне нести этот народ на руках, словно нянька крохотного младенца, - в землю, которую Ты обещал его предкам? Где мне взять мяса, чтобы накормить их? Но ведь они плачут и просят: "Дай нам мяса, мы хотим есть!" Не могу я один тащить на себе весь народ - эта ноша слишком тяжела для меня. Чем взваливать на меня такое бремя, лучше убей меня; если я действительно обрел благоволение в Твоих глазах, положи конец моим страданиям".
И сказал Господь Моше: "Отбери для Меня среди сынов Израиля семьдесят старейшин, о которых ты знаешь наверняка, что они сумеют возглавить народ и держать его в повиновении. Приведи их в скинию собрания: пусть они вместе с тобой предстанут пред лицом Моим. И Я сойду к вам, и буду говорить с тобой, и дух, которым Я осенил тебя, распространю Я от тебя на них, чтобы бремя это они несли вместе с тобой; тебе не придется больше нести его одному. А всему народу скажи: готовьтесь - завтра вы будете есть мясо. Вы ведь плакали пред Господом: "Кто накормит нас мясом? Как хорошо нам было в Египте!" Вот и даст вам Господь мяса - и притом столько, что наешьтесь до отвала. И будете есть его не день, не два, не пять, не десять и не двадцать дней, а целый месяц, пока из ноздрей ваших не полезет оно и не станет тошнить вас от него; и будет так потому, что отвергнут вами Господь, пребывающий среди вас, и еще потому, что плакали вы перед Ним и роптали, причитая: "Зачем мы ушли из Египта?".
"Этот народ насчитывает шестьсот тысяч человек, - сказал Моше, - а Ты говоришь, что дашь им мяса, которое они будут есть целый месяц? Неужели на такое количество людей хватит мяса, даже если забить весь наш мелкий и крупный скот? Или если выловить из моря всю рыбу - неужто и ее всем этим людям будет достаточно?"
И отвечал Господь Моше: "Разве существует что-либо недоступное Господу? Ты сам увидишь, сбудутся Мои слова или нет".
Выйдя к народу, Моше пересказал слова Господа. Затем он отобрал из народа семьдесят старейшин и расположил их вокруг скинии собрания, за пределами стана. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и распространил на старейшин дух, которым осенен был Моше. И пророчествовали они, пока пребывал на них тот дух; а когда отлетел он - пророчествовать они прекратили.
Но двое из старейшин остались в стане. Их звали Элдад и Медад, и на них тоже пребывал Б-жий дух. Они были в списке тех, кто должен был стоять у скинии собрания, но не пошли туда и пророчествовали в стане.
Прибежал какой-то юноша и донес на них Моше: "Элдад и Медад пророчествуют в стане!"
Тогда Иегошуа Бин-Нун, слуга Моше и его избранник, потребовал: "Моше, господин мой, обуздай их!"
"Ревнуешь ты меня, что ли? - отвечал Моше. - О, пусть бы весь народ Господа обрел пророческий дар - лишь бы только Господь осенил духом Своим всех израильтян!"
И Моше со старейшинами вернулись в стан.
И после этого могучий ветер подул по воле Господа и нанес со стороны моря перепелов, и бросил их в великом множестве на стан. Они плотно устилали землю вокруг всего стана, простираясь на расстояние в целый день пешего пути. Весь тот день и всю ночь, и весь следующий день израильтяне собирали перепелов - и даже те, кто набрал меньше всех, притащили по десять огромных мешков. Перепелов разрезали и раскладывали вокруг стана, чтобы мясо их провялилось на солнце.
Люди ели и ели; и пока мясо перепелов навязало у них на зубах (и еще оставались большие запасы его), Господь разгневался на израильтян и в пылу гнева жестоко покарал их. И назвали то место "Киврот ха-Таава" - "Кладбище вожделения", потому что на нем похоронили израильтян, вожделевших мяса. Оттуда народ двинулся в Хацерот и расположился там лагерем. Следующую стоянку израильтяне устроили в пустыне Паран.