"Арбаа Миним"

"Арбаа Миним"

Важнейшая заповедь, связанная с праздником Суккот, - заповедь "арбаа миним" ("четыре вида растений"). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений - этрог, лулав, гадас, арава, - над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь "арбаа миним"?
Сказано в Торе: "И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней" (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Всевышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром - над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Всевышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: "Его царская власть - надо всем".

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?
Потому, что каждый из них похож на все остальные:
"плод великолепного дерева" то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; 
"побег финиковой пальмы", лулав - берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут;
"ветвь, дерева густолиственного", гадас, (мирт) - прекрасно пахнет, но несъедобна;
"ветвь речной ивы", арава - несъедобна и не имеет запаха.

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами - и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей - они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей - их символизирует гадас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют... Но что делает Всевышний? "Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи". Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в "Грозные дни": "... и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца". А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: "Все евреи ответственны друг за друга".

"Арбаа миним" должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: "И возьмите себе" - то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида - ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя "арбаа миним" "в подарок при условии возвращения".

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи.
Следует исполнить эту заповедь еще до утренней молитвы, - в крайнем случае перед чтением "Галеля" во время "Шахарит". До того как мы исполнили заповедь "арбаа миним", нельзя есть.