Агадот к Шавуот

Больной и лекарь

Некий человек однажды спросил мудреца:
-  С какой стати я должен выполнять заповеди Торы, если я не понимаю их смысла?
-  Когда ты болен, ты зовёшь врача, - сказал мудрец, - врач тебе даёт лекарство. Разве ты понимаешь, почему он даёт именно это, а не какое-нибудь другое? Но ты доверяешь врачу, который лечит твоё тело, и принимаешь лекарство. Разве меньше ты должен доверять  Б-гу , который лечит твою душу???

Суть Торы

Рассказывают, что однажды к великому законоучителю Гилелю пришёл язычник и сказал:
-  Можешь ли ты объяснить мне суть Торы вкратце за то время, что я устою на одной ноге?
-  Могу, - ответил учитель. - Не делай другому того, что неугодно тебе самому. Это - вся Тора. Остальное - толкования.

Этому же постоянно учил людей и раби Акива:
Люби ближнего своего, как самого себя, - в этом основа еврейского учения.

Притча Раби Исаака:

Заболел у царя сын. И едва стал оправляться от болезни, пришел его наставник и говорит:
-  Пора царевичу отправиться в школу.
-  Нет, - отвечал царь, - дадим ему сперва окончательно оправиться, укрепить свои силы, а затем - приняться за учение. Так и Г-сподь сделал.
-  Народу, - сказал он, - измученному рабством, надо дать сперва укрепить силы свои, окрепнуть духом и телом на свободе, а затем дать ему Закон.

(Эйха Раба)

Притча Раби Иегуды Бераби Симон:

Некто, имея сад, засаженный аллеями смоковниц, яблоней и гранатовых деревьев, сдал его арендатору. Придя туда через некоторое время, он нашел сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтобы вырубить терновник, но в это время среди колючих зарослей заметил пышно цветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: ради одной этой розы я готов оставить все в этом саду нетронутым.

На двадцать шестом поколении после миротворения воззрел Творец на мир и нашел его наводненным грехом и пороком; то же было и в эпоху Потопа, и в эпоху "Рассеяния". Заросшему терновником саду подобен был мир. Но в этом мире, как роза в заглохшем саду, расцвел Израиль в тот час, когда ему дан был Завет на Синае. И когда зазвучал народный голос: "Будем исполнять и слушать", Г-сподь сказал:
-  Розы ради пощажу Я вертоград. Ради Торы и Израиля сохраню миру бытие его.

(Ваикра-Раба, 23)

Раби Иосия Бар Ханина говорил:

-  Подобно тому как манна казалась вкусом своим отроку - хлебом, старцу - медом, младенцу - молоком, больному - легким и сладким печением, так и глас Всевышнего воспринимался старцами, отроками, детьми и женщинами - каждым по свойствам своего возраста и природы своей.

(Шемот-Раба, 5)

Раби Иоханан учил:

-  В тот час, когда раздалось Слово  Б-жие  с вершин Синая, все притаилось: птенчик не чирикнет, птица не порхнет, вол не замычит, море не шевельнется: остановились колеса Небесной колесницы; замерло "свят!" на устах серафримовых. Вся вселенная недвижно и безмолвно слушала глас нагорный: "Я - Г-сподь,  Б-г  твой!"

(Шемот-Раба, 29)

Вручение Торы

Изумителен и дивен был голос Г-споден. Не знали внимавшие ему, в которую сторону лицо свое обратить: с Востока и с Запада, от Полуденной и Полуночной стороны звучал голос этот; то раздастся от лазури небесной, то от лона земли зазвучит.

Слова Г-сподни падали подобно ударам кузнеца по наковальне, каменотеса по глыбе гранитной: от каждого удара искры во все стороны разлетаются, от каждого удара градом осколки сыплются. Так и слово  Б-жие : одновременно на семь разных ладов звучало оно, и слышно было одновременно же на всех семидесяти языках и наречиях, дабы слушали и уразумели все народы земли.

(Танхума Гак.)

Избранный народ

Предлагал Г-сподь Тору потомкам Ишмаэля.
-  А о чем заповедано в ней? - спрашивали потомки Ишмаэля.
-  Не кради.
-  Только кражею и грабежом мы и существуем, как сказано о нас: "И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него". Нет, мы не можем принять Завет Твой.

Обратился Г-сподь к Израилю и предложил Тору.
-  Будем исполнять и слушать! - был ответ.

(Псикта-Раба, 21)

"Я - Г-сподь,  Б-г  Твой"

Богатырем-воином являлся Г-сподь на Чермном море, начертателем Завета и учителем истины - на Синае, юношей в дни Соломона, а в дни Даниила - старцем, исполненным благоволения и милости. И Г-сподь сказал: "Даром что вы видели меня в разных образах, - но и на Чермном море, и на вершинах Синая, и всюду, и всегда, Я был и есмь: "Я Г-сподь -  Б-г  ваш".

(Танхума Гак.)

Слова Раби Иегошуи Бен Леви:

-  От каждого слова, исходившего из уст Г-сподних, мир наполнялся благоуханием. Слово следовало за словом, и волны благоухания сменяли одна другую.

(Шаббат, 8).

Моисей и ангелы

Когда Моисей взошел на небо, вопрошали ангелы:
-  Г-споди: место ли среди нас женщиной рожденному?
-  Тору воспринять явился он, - отвечал Г-сподь.
-  И сокровище, столько веков до сотворения мира лелеемое Тобою, Ты отдаешь смертному? Г-споди! Слава Твоя превыше небес: достоин ли сын человеческий, чтобы такою милостью Ты посетил его?
-  Моисей! - сказал Г-сподь. - Отвечай ты им.
-  Г-споди! - воззвал Моисей, - страшусь, не сожгли бы они меня дыханием своим.
-  Прикоснись рукой к престолу моему и отвечай им. Отвечал Моисей ангелам:
-  Тора, которую Г-сподь дарует мне, гласит:
"Я - Г-сподь,  Б-г  Твой, выведший тебя из земли Египетской".

А вы, духи небесные, нисходили ли вы в Египет! Находились ли вы в рабстве у фараона?

Далее сказано:
"Да не будет у тебя иных богов, кроме меня".
Живете ли вы среди народов языческих!
"Не произноси имени Г-спода в суе".
Но разве вы занимаетесь суетными делами людскими?
"Помни День субботний".
Но вы и в будни не делаете никакой работы, - и отдых нужен ли вам?
От отца и матери не рожденные - как вы станете исполнять заповедь: "Чти отца своего и матерь свою", "не убивай", "не кради", "не прелюбодействуй", но разве вы знаете чувство зависти? Разве испытываете соблазны плоти?..

Тотчас же покорились ангелы воле Г-сподней и исполнились приязнью к Моисею.

(Шаббат, 9).

Материал разработала Алена Писная - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.