Агадот к Шавуот
Больной и лекарь
Некий человек однажды спросил мудреца:
- С какой стати я должен выполнять заповеди Торы, если я не понимаю их смысла?
- Когда ты болен, ты зовёшь врача, - сказал мудрец, - врач тебе даёт лекарство. Разве ты понимаешь, почему он даёт именно это, а не какое-нибудь другое? Но ты доверяешь врачу, который лечит твоё тело, и принимаешь лекарство. Разве меньше ты должен доверять Б-гу , который лечит твою душу???
Суть Торы
Рассказывают, что однажды к великому законоучителю Гилелю пришёл язычник и сказал:
- Можешь ли ты объяснить мне суть Торы вкратце за то время, что я устою на одной ноге?
- Могу, - ответил учитель. - Не делай другому того, что неугодно тебе самому. Это - вся Тора. Остальное - толкования.
Этому же постоянно учил людей и раби Акива:
- Люби ближнего своего, как самого себя, - в этом основа еврейского учения.
Притча Раби Исаака:
Заболел у царя сын. И едва стал оправляться от болезни, пришел его наставник и говорит:
- Пора царевичу отправиться в школу.
- Нет, - отвечал царь, - дадим ему сперва окончательно оправиться, укрепить свои силы, а затем - приняться за учение. Так и Г-сподь сделал.
- Народу, - сказал он, - измученному рабством, надо дать сперва укрепить силы свои, окрепнуть духом и телом на свободе, а затем дать ему Закон.
(Эйха Раба)
Притча Раби Иегуды Бераби Симон:
Некто, имея сад, засаженный аллеями смоковниц, яблоней и гранатовых деревьев, сдал его арендатору. Придя туда через некоторое время, он нашел сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтобы вырубить терновник, но в это время среди колючих зарослей заметил пышно цветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: ради одной этой розы я готов оставить все в этом саду нетронутым.
На двадцать шестом поколении после миротворения воззрел Творец на мир и нашел его наводненным грехом и пороком; то же было и в эпоху Потопа, и в эпоху "Рассеяния". Заросшему терновником саду подобен был мир. Но в этом мире, как роза в заглохшем саду, расцвел Израиль в тот час, когда ему дан был Завет на Синае. И когда зазвучал народный голос: "Будем исполнять и слушать", Г-сподь сказал:
- Розы ради пощажу Я вертоград. Ради Торы и Израиля сохраню миру бытие его.
(Ваикра-Раба, 23)
Раби Иосия Бар Ханина говорил:
- Подобно тому как манна казалась вкусом своим отроку - хлебом, старцу - медом, младенцу - молоком, больному - легким и сладким печением, так и глас Всевышнего воспринимался старцами, отроками, детьми и женщинами - каждым по свойствам своего возраста и природы своей.
(Шемот-Раба, 5)
Раби Иоханан учил:
- В тот час, когда раздалось Слово Б-жие с вершин Синая, все притаилось: птенчик не чирикнет, птица не порхнет, вол не замычит, море не шевельнется: остановились колеса Небесной колесницы; замерло "свят!" на устах серафримовых. Вся вселенная недвижно и безмолвно слушала глас нагорный: "Я - Г-сподь, Б-г твой!"
(Шемот-Раба, 29)
Вручение Торы
Изумителен и дивен был голос Г-споден. Не знали внимавшие ему, в которую сторону лицо свое обратить: с Востока и с Запада, от Полуденной и Полуночной стороны звучал голос этот; то раздастся от лазури небесной, то от лона земли зазвучит.
Слова Г-сподни падали подобно ударам кузнеца по наковальне, каменотеса по глыбе гранитной: от каждого удара искры во все стороны разлетаются, от каждого удара градом осколки сыплются. Так и слово Б-жие : одновременно на семь разных ладов звучало оно, и слышно было одновременно же на всех семидесяти языках и наречиях, дабы слушали и уразумели все народы земли.
(Танхума Гак.)
Избранный народ
Предлагал Г-сподь Тору потомкам Ишмаэля.
- А о чем заповедано в ней? - спрашивали потомки Ишмаэля.
- Не кради.
- Только кражею и грабежом мы и существуем, как сказано о нас: "И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него". Нет, мы не можем принять Завет Твой.
Обратился Г-сподь к Израилю и предложил Тору.
- Будем исполнять и слушать! - был ответ.
(Псикта-Раба, 21)
"Я - Г-сподь, Б-г Твой"
Богатырем-воином являлся Г-сподь на Чермном море, начертателем Завета и учителем истины - на Синае, юношей в дни Соломона, а в дни Даниила - старцем, исполненным благоволения и милости. И Г-сподь сказал: "Даром что вы видели меня в разных образах, - но и на Чермном море, и на вершинах Синая, и всюду, и всегда, Я был и есмь: "Я Г-сподь - Б-г ваш".
(Танхума Гак.)
Слова Раби Иегошуи Бен Леви:
- От каждого слова, исходившего из уст Г-сподних, мир наполнялся благоуханием. Слово следовало за словом, и волны благоухания сменяли одна другую.
(Шаббат, 8).
Моисей и ангелы
Когда Моисей взошел на небо, вопрошали ангелы:
- Г-споди: место ли среди нас женщиной рожденному?
- Тору воспринять явился он, - отвечал Г-сподь.
- И сокровище, столько веков до сотворения мира лелеемое Тобою, Ты отдаешь смертному? Г-споди! Слава Твоя превыше небес: достоин ли сын человеческий, чтобы такою милостью Ты посетил его?
- Моисей! - сказал Г-сподь. - Отвечай ты им.
- Г-споди! - воззвал Моисей, - страшусь, не сожгли бы они меня дыханием своим.
- Прикоснись рукой к престолу моему и отвечай им. Отвечал Моисей ангелам:
- Тора, которую Г-сподь дарует мне, гласит:
"Я - Г-сподь, Б-г Твой, выведший тебя из земли Египетской".
А вы, духи небесные, нисходили ли вы в Египет! Находились ли вы в рабстве у фараона?
Далее сказано:
"Да не будет у тебя иных богов, кроме меня".
Живете ли вы среди народов языческих!
"Не произноси имени Г-спода в суе".
Но разве вы занимаетесь суетными делами людскими?
"Помни День субботний".
Но вы и в будни не делаете никакой работы, - и отдых нужен ли вам?
От отца и матери не рожденные - как вы станете исполнять заповедь: "Чти отца своего и матерь свою", "не убивай", "не кради", "не прелюбодействуй", но разве вы знаете чувство зависти? Разве испытываете соблазны плоти?..
Тотчас же покорились ангелы воле Г-сподней и исполнились приязнью к Моисею.
(Шаббат, 9).
Материал разработала Алена Писная - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.