РОШ а-ШАНА (НОВЫЙ ГОД)
В начале Нисан действительно считался первым месяцем. В Нисане вышли сыны Израилевы из Египта, в этом же месяце возведена была Скиния, в Нисане евреи перешли через реку Иордан и завоевали первый город в земле Ханаанской - Иерихон. В этом же месяце проведена была первая перепись среди сынов Израилевых, и месяц этот был самым почитаемым из всех месяцев года. Но велик и месяц Тишрей, велик своими священными праздниками и историческими событиями, которые произошли в нем. Первый Храм - Храм Соломона - был освящен в месяце Тишрее. Народ, вероятно, привык восходить к Храму именно в месяце Тишрей, когда он свободен от полевых работ, когда размеры урожая уже известны - особенно в праздник Суккот, праздник уборки урожая - и дороги в Эрец Исраэль исправны, а не в месяце Нисан, когда земледельцы заняты посевами яровых и жатвой овса, а дороги еще размыты дождями. Обычай собираться в Иерусалиме в месяц Тишрей глубоко укоренился в жизни народа. По-видимому, царь Соломон использовал этот обычай, и когда собрался народ в Иерусалиме, отпраздновали они освящение Храма с великой торжественностью и пышностью. Когда вернулся Израиль из Вавилона, сказано: "И поселились священники и левиты в своих городах, а весь Израиль в своих городах" (Эзра II, 70). И наступил седьмой месяц, а сыны Израилевы были в городах - каждый в своем городе; все же с наступлением седьмого месяца (после Нисана - то есть в месяце Тишрей) они оставили свои дома и поля "и собрался народ, как один человек, в Иерусалиме" (Эзра III). С этих пор начинается особое значение месяца Тишрей.
Это первое собрание привело к постройке жертвенника: "С первого дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу..." (Эзра IV). В Рош а-Шана в первый день месяца Тишрей, началось богослужение, и оно привело к основанию Второго Храма. Восстановленный Храм и возобновление жертвоприношения в нем распространили свою святость на весь Эрец Исраэль, и в силу этого страна стала центром для всех евреев диаспоры.
"В первый день седьмого месяца принес Эзра Тору перед обществом" (Нехемия VIII, 2) и с этого дня началось распространение Торы в народе. Народ вернулся к Б-гу своему, по "раскаянию, из любви". Вначале зарыдал народ,"услышав слова Торы", ибо понял, насколько удалился он от Торы и согрешил своими действиями и всем образом жизни. Затем раскаялись полностью в своем прошлом и обязались идти путями Торы. Тем самым освятился седьмой месяц еще более и стал "месяцем раскаяния": "раскаяния из страха" и"раскаяния из любви", и Рош а-Шана . стал первым днем раскаяния.
Принято было мнение раби Элиэзера о том, что "в месяце Тишрее сотворен был мир", и в первый день месяца Тишрей (то есть в Рош а-Шана ) сотворен был первый человек, Адам. В тот же день он был помещен в Сад Эденский рай, и в этот же день согрешил он и изгнан был оттуда" (Сангедрин, XXXVIII). А в книге "Зогар" сказано (III, 100): "Сказал раби Аба: В Рош а-Шана сотворен был первый человек, и предстал он перед судом Владыки мира, и раскаялся, и принял Святой, благословен Он, раскаяние его. И сказал Он ему: Знамением будет потомкам твоим из поколения в поколение: в этот день предстанут они перед судом, и если раскаются, Я приму их раскаяние. И встану Я с престола суда, и сяду на престол милости, и помилую их".
Многое свершилось в Рош а-Шана . В месяце Тишрей родились праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков. В первый день Рош а-Шана :
1. Всевышний создал первых людей, Адама и Хавву, и этим было завершено Творение мира;
2. Адам и Хавва были изгнаны из рая, и у них и у потомков их было отнято бессмертие;
3. родились Каин и Хэвель - и с каждым из них родилась его сестра-близнец;
4. Каин убил Хэвеля, когда оба они были в поле;
5. Каин и Адам раскаялись в своих грехах и были прощены;
6. Высохла суша после окончания Потопа;
7. Зачала Сарра и стала беременной Ицхаком;
8. Зачали Рахель, жена Яакова, и Хана, мать пророка Шмуэля, бывшие до этого бесплодными;
9. Произошло жертвоприношение Ицхака на горе Мориа, когда Ицхаку было 37 лет, Аврахаму - 137, а Сарре - 127;
10. Умерла праматерь наша Сарра;
11. Родилась праматерь наша Ривка, жена Ицхака;
12. Иосеф вышел из тюрьмы и началась его карьера в Египте, в результате чего он стал вторым человеком в государстве после фараона;
13. В Рош а-Шана отменены были тяжкие работы, которыми изнуряли отцов наших в Египте;
14. Изгнанники, возвратившиеся на Родину во времена Эзрыи Нехемьи, возобновили принесение жертв в Храме (Эзра, гл. 7);
15. Умер, освятив имя Всевышнего, раби Амнон из Майнца, автор пиюта "Унтанэ токеф"
Во второй день Рош а-Шана :
1. "И завершены были небо, и земля, и все воинство их" во время Творения мира, как сказано об этом в Торе; следовательно, первая суббота пришлась на второй день Рош а-Шана ;
2. Ноах во второй раз выпустил из своего ковчега голубя, чтобы узнать, сошли ли воды Потопа, и голубь не вернулся к нему.
Два дня Рош а-Шана
Согласно Торе, Рош а-Шана - это 1 день месяца Тишрей. Однако первые пророки постановили отмечать этот праздник два дня - 1 и 2 Тишрей. И хотя первый день праздника установлен самой Торой, а второй - пророками, они одинаково святы.
Когда-то, в эпоху Второго Храма (586 г. до н. э. - 70 г. н. э.) начало месяца и дни праздников устанавливались Судом на основании показаний двух свидетелей о новолунии. Сразу же вслед за освящением месяца во все еврейские общины мира отправлялись из Иерусалима посланцы, чтобы сообщить о точной дате начала месяца, и в соответствии с этой датой там могли определить даты еврейских праздников. Иногда посланцы задерживались в пути и слишком поздно добирались до отдаленных общин. И если свидетели не появлялись в тридцатый день месяца, тогда он считался священным, а так же день после него. По этой причине мудрецы постановили, чтобы в странах рассеяния, за пределами Эрец Исраэль все праздники отмечались два дня, а не один, как сказано в Торе. Эти дополнительные дни называются йом-тов шейни шель галуйот ("второй день праздника в странах изгнания"). И по сей день за пределами Страны Израиля евреи празднуют Песах восемь дней, Шавуот - два дня, Сукот - девять дней. Только Йом-Кипур отмечают один день, потому что человеку слишком трудно было бы выдержать пост, который продолжался бы почти пятьдесят часов кряду. Праздник Рош а-Шана и в Эрец Исраэль, и за ее пределами празднуется два дня, так как даже в самом Иерусалиме, где находился суд, зачастую не знали точно, когда появится новая луна - в конце 29-го дня месяца Элуль или в конце 30-го. И даже после введения календаря (Рамбам, Гилхот кидуш а-ходэш ) и до сегодняшних дней эта традиция сохранилась. Вместе с тем следует отметить, что в Священном Писании упоминается только один день Рош а-Шана , первый день месяца Тишрей, и потому два дня праздника считаются как "один длинный день"