Общее между праздником Пурим и карнавалом
Почти с полной уверенностью можно сказать, что праздник Пурим "родился" из персидского праздника весны - ведь очень многие народы этого региона отмечали начало года весной; и у нас, евреев, весенний месяц Нисан был тоже первым месяцем года. Можно предположить, что еврейский праздник унаследовал от персидского карнавала некоторые характерные особенности - в основном, касающиеся атмосферы праздника, - выраженные в юмористической, сочной форме в Книге Эстер, а в дальнейшем он испытал влияние и христианского карнавала, например, обычай рядиться в маски, образ шута, обычай коронации рава Пурима. Представление на Пурим - пуримшпиль - вошло в ритуал праздника под влиянием комедии дель арте, распространившейся в Европе в эпоху Ренессанса. Но иудаизм всегда заботился о том, чтобы эти влияния не распространились чрезмерно, не довели до нарушения заповедей Торы и не переступили узкие временные рамки праздника.
Исследуя праздник в целом, можно четко отличить заповеди о празднике, имеющие источником ТаНаХ и обязывающие человека соблюдать их, от обычаев праздника, украшающих его, сообщающих ему легкую, веселую атмосферу, порой сатирическую, с элементами критики, но не обязывающих человека с точки зрения религии.
Заповеди - это: |
Обычаи - это: |
1. Чтение Книги Эстер. |
Маски |
- то есть, все, что превращает Пурим в праздник "наоборот".