К Синаю через пустыню (Исторический контекст праздника Шавуот)

"ИЗРАИЛЬТЯНЕ В ПУСТЫНЕ"
(Ш. Дубнов. Учебник еврейской истории)
 Ковчег Завета (Арон акодеш)
 Скиния (Мишкан)

   Исход - одно из величайших событий всех времен. Ежегодно евреи всего мира отмечают его праздником Песах. Но для израильтян того времени Исход был лишь началом великой борьбы, полной скитаний и трудностей. Под предводительством Моше, с великим идеалом Всевышнего   Б-га  в сердцах, израильтяне отправились на поиски страны отцов, которую никогда не забывали.
    Путь сынов Израиля пролегал вдоль ряда источников и оазисов Синайской пустыни вплоть до горы Синай. Когда израильтяне достигли горы Синай, Моше велел разбить им здесь шатры. Он хорошо помнил эти места еще с того времени, когда жил здесь у жреца Итро.
    На горе Синай произошло важнейшее в израильской истории событие - дарование Всевышним еврейскому народу Десяти заповедей. Моше принес израильтянам Десять заповедей, начертанных на двух каменных плитах - Скрижалях Завета. Эти десять законов легли в основу всего законодательства еврейского народа и составили моральное ядро его великой цивилизации. До наших дней мир чтит принципы, заложенные в Десяти заповедях, в которых содержатся основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек.
    Десять заповедей скрепили Завет (союз), заключенный между молодым израильским народом и Единым  Б-гом . Ни один другой народ никогда не имел столь справедливого и гуманного свода законов.

Ковчег Завета (Арон акодеш)

    Ковчег Завета, или Кивот Завета, в котором хранились две священные Скрижали, упоминается в книгах Шмот (Исход,) 25, 22, Бемидбар (Числа) 10, 33. Он носит еще и другие названия: Ковчег Всевышнего, Ковчег  Б-га  Израиля, Ковчег Святыни, Ковчег Могущества.

Согласно описанию в книге Шмот (Исход), 25, 10-22; 26, 33-34; 37, 1-9 и 40, 20-21, Ковчег представляет собою изящный ларец из дерева акации, в 2,5 локтя длины и 1,5 локтя ширины и 1,5 высоты, изнутри и снаружи покрытый листовым золотом. По мнению некоторых ученых, он был снабжен четырьмя ножками. Одни представляют себе их в виде выступающих подставок (по мнению Кеиля), другие - как ножки у комода (по мнению Риггенбаха), а третьи - как лапки животного (по мнению Неймана). Над этими ножками или на четырех углах ковчега сверху были привинчены 4 золотых кольца, два на одной стороне и два на другой, параллельной ей. Через эти кольца были продеты два длинных шеста, длиной в 7 или 10 локтей, также покрытых листовым золотом. Эти шесты служили для перенесения Ковчега с места на место. Они не вынимались из колец, разве только временно, когда надо было покрыть ковчег для перенесения, но сейчас же снова вдевались в кольца. В Ковчеге лежали скрижали Завета (Дварим (Второзаконие), 10,2). Рядом с Ковчегом хранились также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также золотые дары филистимлян. Внутри же находились исключительно Скрижали. Верхний край Ковчега имел художественный карниз. Поверх Ковчега лежала массивная, сделанная из золота покрышка, носящая особое название - "каппорет" - "чистилище". Размер его определяется в Торе в 2,5 локтя длины и в 1,5 локтя ширины. О толщине его не говорится, хотя Лундий и Бэре определяют его толщину приблизительно в полпальца. На "каппорете" были сделаны из массивного золота изображения двух ангелов, называемых херувимами, расположенных по обеим сторонам Ковчега (вероятно по длине) так, чтобы "распростерши крылья, они осенили ими весь каппорет. Лицами своими ангелы были обращены один к другому, в тоже время, склоняя их к каппорету".
    Ковчег был изготовлен искусным мастером Бецалалем  б . Ури, из колена Дан. Постоянное место Ковчега было в Святая Святых, куда мог входить только один первосвященник раз в году - в день Йом-Кипур. Никто без опасности для жизни не мог смотреть на Ковчег (Бемидбар (Числа), 4, 20). Тревожили Ковчег только тогда, когда израильский народ снимался со стоянки для путешествия. Священники предварительно снимали со столбов завесу - "парохет", которой покрывали Ковчег, сверху клали второе покрывало из барсучьей кожи и над ним третье покрывало из голубой ткани. После того, как были вдеты шесты в кольца Ковчега, левиты из семьи Кегата входили в Святая Святых для перенесения Ковчега на плечах. Во время странствования Ковчег был в центре израильского стана. Во время же перехода через Иордан, он выступил вперед на расстоянии 2000 локтей от народа, притом его носили левиты, а не священники. Пропустив мимо него весь народ, священники, стоявшие с ним в очищенной от воды ложбине реки, вынесли его оттуда вслед за народом. Во время войны с ханаанеями Ковчег, вероятно, находился в Гилгале, затем он был перенесен в Бет-Эль (книга Судей, 20, 26-27). Оттуда вместе со Скинией Ковчег перенесли в Шило, где он оставался до смерти Эли. Хофни и Пинхас, сыновья Эли, имели Ковчег при себе на войне с филистимлянами. Последние, убив священников, захватили Ковчег в плен и унесли его в Ашдод. Вследствие катастроф, связанных с присутствием Ковчега в капище Дагона и в городах Ашдод, Гат и Экрон, филистимляне вернули израильтянам Ковчег с приложением золотых даров. Сначала он прибыл в Бет-Шемеш, где жители, не догадавшиеся сокрыть его от любопытных глаз, поплатились жизнью. Затем жители Кирьят-Иеарима взяли Ковчег к себе, поместив его в частном доме некоего Абинадаба и приставив к нему хранителем Элиэзера, своего сына. После завоевания Иерусалима царь Давид взял его из Кирьят-Иеарима для перенесения его в новую столицу, но новая катастрофа с поддерживавшим его Узой заставила царя оставить Ковчег временно у Овед-Эдома, где он пробыл в течение трех месяцев, после чего был торжественно доставлен в Иерусалим. Здесь он находился в особом шатре из драгоценных ковров. Построив большой каменный Храм в Иерусалиме, царь Соломон приказал священникам перенести туда Ковчег и поместить его в Святая Святых, под крыльями гигантских деревянных (из масличного дерева) ангелов. Ковчег там был поставлен так, что концы шестов, вдетых в его кольца, упираясь в парохет, образовывали с другой стороны выпуклости, похожие на перси женщины. Здесь Ковчег стоял на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался "эвен штия". Из рассуждений талмудистов известно, что "эвен штия" имел под собой тайные подземные помещения. Во время сожжения Храма Навуходоносором Ковчег, вероятно, также сгорел. Во втором Храме Святая Святых была без Ковчега.
    В наше время Ковчег Завета символизируют в синагогах специальные хранилища для свитков Торы в виде ниши в стене, обращенной к Эрец-Исраэль, а в самом Израиле - к Иерусалиму, в Иерусалиме - к Храмовой горе. Бывает, что и в самой нише стоит специальный шкаф со свитком Торы, который хранится в горизонтальном положении. Он обязательно отделяется занавесом, который символизирует парохет Святая Святых Скинии. В Вавилонии, расположенной к востоку от Эрец-Исраэль, Ковчег стоял у западной стены. В большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Эрец-Исраэль, Ковчег стоит у восточной стены синагоги. Но если по каким-то причинам Ковчег Завета отодвигают от восточной стены, то он ставится у южной.
    Место Ковчега, и с ним вся восточная сторона считаются самыми почетными в синагогах. У Ковчега молится кантор, перед Ковчегом выступают раввины общин или даршан (проповедник), а общество, кроме сидящих у восточной стены, молится к нему лицом.
    В дни, когда читают Тору, раскрывают Ковчег и вынимают из него свиток Торы. Еще раскрывают Ковчег при произнесении Песни почестей в субботы и праздники, "Авину, малкейну" ("Отец, Царь наш") в дни поста и при особых молитвах в "ямим нораим" ("грозные дни") и в гошана - последний день праздника Суккот.
    Во всех еврейских общинах существует обычай украшать Ковчег Завета нарядным, красиво вышитым парохетом (занавесом). Эта традиция упоминается еще в Талмуде. Принято устанавливать над Ковчегом модель Скрижалей Завета, на которой высечены два первых слова каждой из десяти заповедей.
    Открытие и закрытие Ковчега считается важным обрядом и совершается обычно одним и тем же человеком. "Вынос Торы" сопровождается чтением библейских стихов "И было, когда Ковчег продвигался..." (Бемидбар (Числа), 10, 35), "Ибо с Сиона выйдет Тора..." (Шмот (Исход), 2,3) и "Благословен Господь" на арамейском языке (отрывок из книги Зогар). "Внесение Торы" в Ковчег также сопровождается чтением специально подобранных библейских стихов.

Скиния (Мишкан)

   Давая Моше Закон на горе Синай, Всевышний приказал построить Скинию для своего постоянного духовного пребывания среди народа. Скиния - это подвижное сооружение, подобное шатру, служившее израильтянам святилищем, в котором они во главе со священниками поклонялись Б-гу во время своих странствий по пустыне и в первый период их пребывания в Эрец-Исраэль до построения Храма Соломоном, и в Святая Святых которой хранился Ковчег со Скрижалями Завета. Всевышний дал подробные указания для ее постройки. Она была устроена так, что ее можно было без труда разобрать и носить с собой во время переходов. Детально устройство скинии описано в книге Шмот (Исход), 25, и в параллельных местах, 36, 8-38.

    Согласно этому описанию, Скиния устанавливалась обязательно в направлении с востока на запад и состояла из трех деревянных стен: двух боковых - на север и юг, и одной задней - на запад. На восточной стороне она закрывалась завесой. Окон в Скинии не было; крыша была плоской. Стены состояли из перпендикулярно поставленных брусьев, высотой в 10 локтей и шириной в 1,5 локтя (локоть, вероятно, равнялся 55,5 см), причем боковые стены имели по 20 брусьев, а задняя - 6, кроме 2 брусьев для углов, соединявших ее с боковыми стенами. Таким образом, Скиния была длиной в 30 локтей, шириной в 10 локтей и высотой в 10 локтей. Толщина брусьев не указана, но, по мнению талмудистов, она равнялась 1 локоть. Для сцепления брусьев служили 5 шестов. Для удержания всего сооружения на месте служили серебряные подножья (адним). Брусья, как и шесты, были покрыты листовым золотом. На стены и верх набрасывались покровы, представляющие важнейшую часть Скинии и придавшие ей вид шатра. Их было четыре. Первый - из разноцветной пряжи и виссона, состоял из 10 отдельных полос, каждая длиною в 28 локтей и шириной в 4 локтя, сшитых по пять полос вместе. Образовавшиеся, таким образом, две половины покрова соединялись вместе посредством 50 золотых крючков. Длина всего покрова была 28 локтей, ширина 20 локтей. Этот покров, закрывавший стены снаружи и также свободный верх Скинии, описанный в книге Шмот, носит название "мишкан".


ТАК, СОГЛАСНО РЕКОНСТРУКЦИИ НЕЙМАНА, ЗАКРЕПЛЯЛСЯ ВТОРОЙ ПОКРОВ СКИНИИ

    Мишкан означает парадный шатер, покрытый дорогими тканями. Второй покров, который клали поверх первого, был из не пропускающей сырости козьей шерсти, обычного материала для шатров. Третий покров - из бараньих шкур, окрашенных в красный цвет, покрывал, по-видимому, только верх Скинии, также как и четвертый покров, состоявший из шкур "тахаш" (может быть, тюленьих).


ОБЩИЙ ВИД СКИНИИ

Спереди Скиния закрывалась занавесью (месех). На расстоянии 10 локтей от задней стены Скинии висела другая занавес - парохет. Занавес разделяла всю Скинию на две части: переднюю, длиной в двадцать локтей, и заднюю - в десять локтей. Передняя, восточная часть называлась святилищем (кадош) или "шатром свидания". Задняя, западная часть считалась "Святая Святых" (кодеш кадошим) и называлась Скиния (мишкан). Вокруг Скинии был двор (хацер), обнесенный столбиками и обвешанный занавесями. Внешний двор был отделен от внутреннего дворика завесой. Во внутреннем дворике и находилась собственно Скиния. В середине восточной стороны были ворота, длиной в двадцать локтей с завесой из разноцветной шерсти.

   Во дворе, напротив входа, находился жертвенник всесожжения, изготовленный из акации и окованный медью. На нем горел вечный огонь, и туда приносились жертвы. Позади жертвенника стоял медный умывальник священников (Книга Шмот (Исход), 30,18-21; 40, 30-32).

             
ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ            УМЫВАЛЬНИК СКИНИИ

   В самой Скинии, в переднем помещении, находились: налево от входа, к югу - менора (семисвечный светильник); направо, к северу - стол из акации, обложенный золотом, с 12 хлебами приношения; к западу - жертвенник воскурения из того же дерева, обложенный листовым золотом.


ЖЕРТВЕННИК ВОСКУРЕНИЯ

В Святая Святых находился только Ковчег Завета. Святая Святых символизировала таинственное присутствие Б-га среди людей. В это помещение могли входить лишь первосвященники, и то только в Йом-Кипур (День Всепрощения).

    Строителями Скинии были Бецалель из колена Дан, Охолиав и другие художники, чьи имена остались неизвестны. Они трудились над ее сооружением около полугода (от 11 Тишрея до 1 Нисана, по указаниям мудрецов). Когда работы были окончены и все принадлежности для Скинии были готовы, Моше установил ее в пустыне Синай. Это было 1 Нисана. Тогда же Моше, по велению Б-га, освятил Скинию и все ее принадлежности. Освящение заключалось в помазании священным елеем (священным маслом), состоящем из смирны самоточной, корицы, трости благовонной, кассии и елея.
    Особой церемонией Моше возвел Аарона и его сыновей в священнический сан, возлив елей на их головы. С этой минуты Аарон, его сыновья и их потомство становились жрецами. И по сей день потомки жрецов (кохены) принимают участие в этом качестве в синагогальной службе. Жрецы исполняли многочисленные и разнообразные обязанности. Они совершали жертвоприношения от имени народа и возносили молитвы. Бецалель и Охолиав изготовили для них священнические одеяния, как было предписано свыше. Для первосвященника (великого жреца) Аарона они изготовили нагрудник, украшенный двенадцатью дорогими камнями разного рода; каждый камень символизировал одно из колен Израилевых. Это одеяние первосвященник одевал во время молитвы.

    Непосредственно после освящения облако покрыло Скинию, и слава Всевышнего наполнила ее, так, что сам Моше не мог войти в нее. С этих пор облако покрывало Скинию на протяжении всего странствования евреев по пустыне. Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь. И где облако останавливалось, там они располагали свой стан, причем Скиния помещалась в центре стана. Свой стан евреи разбивали по точному плану, указанному в Законе. Этот план мы приводим.
   Разбирали и переносили части Скинии и ее утварь - левиты. Они же и устанавливали ее во время остановок и охраняли ее со всех сторон.


ПЛАН ЕВРЕЙСКОГО СТАНА

   После освящения Скинии представители народа приносили на протяжении двенадцати дней богатые дары и жертвы. В 14-й день со дня сооружения Скинии евреи праздновали Песах, а в 15-й - облако отделилось от Скинии, и они отправились в дальнейший путь (Бемидбар (Числа), 9, 1 и сл.; 10, 11, 12). Когда евреи вступили в Эрец-Исраэль, Скинию сначала поставили в Гильгале напротив Иерихона, а после завоевания страны и при разделе ее между коленами Израилевыми она находилась в Шило. Здесь она оставалась и в период Судей. Впрочем, богослужения не ограничивались одной Скинией, и жертвенники устраивались и в других различных местах. Так, Иегошуа поставил жертвенник на горе Эбаль, близ Шхема; Гидеон - в Офре, Шаул - поставил жертвенник на поле битвы, Давид - на гумне Орны (место будущего Храма).
    Также, принадлежности тоже не всегда находились при Скинии. Так, Ковчег Завета брали из Скинии, когда переходили Иордан, когда завоевывали Иерихон; брали его на войны. При первосвященнике Эли Ковчег был захвачен филистимлянами. По возвращении его ими, он остался в Кирьят-Иеариме. Когда Давид перенес Ковчег в Иерусалим, где построил для него новую Скинию, Скиния Моше и медный ее жертвенник оставались в Гибеоне, и этот жертвенник считался самым главным, т.к. Давид, согласно Хроникам, принес жертву в Иерусалиме потому, что не мог идти в Гибеон.
    При постройке Храма Соломоном, Ковчег со всеми принадлежностями Скинии был перенесен в Храм. Кстати, и при самой постройке Первого Храма, Соломоном был использован принцип Скинии (этот же принцип господствовал и при постройке Второго Храма). С этого времени Скиния больше не упоминается. При разрушении Храма Навуходоносором вовсе нет сведений ни о Скинии, ни о Ковчеге. Согласно талмудическому сказанию (Сота, 9а), при окончании постройки Храма Соломонова Скиния со всеми своими составными частями чудесным образом скрылась в подземных пещерах Храма, где она сохраняется и поныне. Известно, что во втором Храме не было ни Ковчега, ни его принадлежностей. Иосиф Флавий, говоря о втором Храме, подобно книге Эзры, говорит только лишь о сооружении жертвенника и Храма, но не о "Святая Святых".